- Краткая презентация Программы
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива
- Лариса Николаевна Куликова
/заведующий МБДОУ ЦРР – детским садом №142/
Авторский коллектив
- Балашова Светлана Николаевна
/заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе/
- Казеева Наталья Викторовна
/заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе/
- Исакова Наталья Викторовна/старший воспитатель/
- Мискина Таисия Ивановна / воспитатель/
- Яшнова Ольга Анатольевна /воспитатель/
- Митрофанова Марина Александрована /воспитатель/
Оснащение пространства ДОУ:
- музыкальный зал
- физкультурный зал
- методический кабинет
- медицинский блок
- спортивная площадка с резиновым покрытием
- Стационарное спортивно-игровое оборудование на всех прогулочных участках
Основными приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения являются:
-физкультурно-оздоровительное;
-художественно-эстетическое;
-естественнонаучное;
- нравственно-патриотическое
Работа педагогического коллектива на региональной инновационной площадке Ульяновской области на тему: «Культурное наследие народов Среднего Поволжья, как условие развитие представлений дошкольников об архитектуре и ландшафтном дизайне» с 01.09.2023 по 31.05.2024.
Перспективы развития:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
- Системность в отборе и представлении образовательного материала.
- Охрана и укрепление физического здоровья воспитанников.
- Интеграция задач физического, социально личностного, познавательно - речевого и художественно - эстетического развития дошкольников и обогащение содержания образования.
- Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
- Сочетание наглядных и эмоционально образовательных технологий обучения.
- Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста, с учетом соблюдения преемственности, при переходе к следующему возрастному периоду.
- Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития.
- Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям.
- Использование традиционных, инновационных и авторских технологий, направленных на обновление учебновоспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей.
- Повышение профессионального мастерства педагогов.
Всю свою профессиональную деятельность (взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями, взаимодействие всех специалистов) педагоги строят согласно реализуемым программам, которые являются основой для перспективного и календарно - тематического планирования.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада №142 «Росинка» г. Ульяновск (далее Программа) является нормативно управленческим документом и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые
ориентиры дошкольного образования), организацию образовательной деятельности и обеспечивает построение целостного педагогического процесса.
Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому; достижение воспитанниками готовности к школе. Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей: ранний возраст (от 2 месяцев до 3 лет: группа раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
Режим работы ДОУ представляет годовой цикл: с сентября по май – воспитательно - образовательная работа; с июня по август – летняя оздоровительная работа. Пятидневная рабочая неделя с 12 часовым пребыванием детей с 7.00 до 19.00 часов. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.
Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.
В ДОУ функционируют следующие возрастные группы:
- для детей от 2 месяцев до 3 лет (группы раннего возраста);
- для детей от 3 до 4 лет (младшая группа);
- для детей от 4 до 5 лет (средняя группа);
- для детей от 5 до 6 лет (старшая группа);
- для детей от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).
Содержание Программы и организация образовательного процесса учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МБДОУ
ЦРР – детском саду №142 «Росинка».
Общий состав групп 2 корпусов: 19
Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ – русском.
ДОУ могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ. Срок реализации образовательной программы: 5 лет.
Программу реализуют педагогические работники (по штатному расписанию)
Заведующий – 1
Заместитель заведующего по учебно- воспитательной работе – 2
Старший воспитатель - 1
Воспитатели – 30
Музыкальный руководитель – 2
Инструктор по физическому развитию- 3
Учитель-логопед- 2
Педагог-психолог-1
Используемые Программы
Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.
Составляющие Программы обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, служат механизмом реализации ФГОС ДО, ФОП ДО РФ и раскрывают принципы, методы, приемы и порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Настоящая Программа разработана и утверждена организацией в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО РФ.
Обязательная часть программы разработана на основе
ОПДО МБДОУ ЦРР – детский сад №142
|
Обязательная часть:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809
|
Программное обеспечение
|
«Программа развития речи дошкольников»О.С. Ушакова
|
Воспитание и развитие детей раннего возраста Гербова В. В.
|
«Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич
|
«Математические ступеньки» Е. В. Колесникова, программа развития математических представлений у дошкольников
|
«Цветные ладошки». Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
|
Художественное творчество и конструирование/ Л.В. Куцакова.
|
«Ладушки» / И. Новоскольцевой, И. Каплуновой.
|
«С физкультурой в ногу, из детского сада в школу». Полтавцева Н. В.
Физическая культура в дошкольном детстве. 1 младшая группа.Полтавцева Н. В.
|
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ОПДО МБДОУ ЦРР – детский сад №142 определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МБДОУ, реализуемой образовательной программой МБДОУ ЦРР – детским садом №142 «Росинка» с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель реализации ОПДО МБДОУ ЦРР – детский сад №142 в соответствии с ФГОС дошкольного образования: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных традиций».
Реализация направлена на:
- создание ПДР (пространство детской реализации)
- поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка;
- создание условий для самореализации ребенка;
- создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
- обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
- ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально
- комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий;
-
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учѐтом образовательных потребностей и способностей детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Все части Программы являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Программа реализуется в течение пяти лет.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
-
- нормативноправовой базы ДОО,
- образовательного запроса родителей, видовой структуры групп,
- выходом примерных основных образовательных программ.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
-
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Виды взаимоотношений ДОО с семьями воспитанников:
Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Открытость ДОУ для семьи.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей
- Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.